Бетонный бордюр (иначе - бордюрный камень, камень бортовой, поребрик) - это элемент благоустройства, выполняющий функции разграничения зон и укрепления границ дорожных покрытий. С помощью бордюров производится разграничение площадей, различающихся по назначению, по виду покрытия, по функционалу.
Бетонные бордюры являются наиболее прочными и доступными. А при добавлении гравия, песка или щебня в его состав, механические характеристики лишь увеличиваются. Плюс ко всему, это еще и достаточно морозостойкий материал, выдерживающий любые перепады температур. Потому использоваться может как для городского, так и для садово-паркового оформления.
К недостаткам бордюра из бетона можно отнести тяжелый вес, который затрудняет установку и демонтаж.
Рис.1 Бетонные бордюры
По ГОСТу камни делят на типы:
- БР – прямые рядовые
- БУ – прямые с уширением
- БУП – прямые с прерывистым уширением
- БЛ – прямые с лотком
- БВ – въездные
- БК – криволинейные
Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах. Так, например марка БР 100.30.15 обозначает, что это камень прямой рядовой длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм
Бетонные бортовые камни выпускают длиной 500, 1000 и 3000 мм, их минимальная высота составляет 200 мм, а максимальная доходит до 600 мм. Ширина наиболее распространенных типов бордюров варьируется в пределах 150-200 мм.
Бетонные бордюры длиной 6 м выпускают армированными.
В зависимости от степени нагрузки на бордюр, его размера, массы и предназначения выделяют следующие виды бетонных бордюров:
Дорожный бордюр – 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Используется для установки вдоль тротуаров и дорог, так или иначе, связанных с тяжелыми транспортными средствами. Длина 1 м, высота 30 см, ширина 15 см.
Рис.2 Дорожный бордюр
Тротуарный или садовый бордюр – схож с дорожным бордюром, но имеет меньшую высоту и слегка скошенную лицевую сторону. Длина может быть 1 м и 0,5 м, высота 20 см, ширина 8 см. Применяются в жилых кварталах, на автомобильных стоянках, парковках, в дачном и коттеджном строительстве и так далее. С его помощью оформляют садовые тропинки, пешеходные тротуары. Тротуарный бордюр выполняет как функциональную роль, так и декоративную. В ландшафтном дизайне часто используются чтобы подчеркнуть какие-то детали: клумбу, часть сада, отдельно стоящие деревья и т.д. Такие бордюры могут быть различной цветовой гаммы и формы: волны, дуги, ступеньки. Одной из разновидностей садовых бордюров является бордюр под газонокосилку. У таких бордюров неравномерный край, с одной стороны он опускается прямо на уровень с газоном. Это решение помогает запустить газонокосилку прямо по краю газона и предотвратить повреждение лезвий.
Рис. 3 Тротуарный бордюр
Рис.4 Бордюр под газонокосилку
Специфику использования бордюров тротуарного типа обуславливает их внешний вид: могут выпускаться как односторонние (применяют при расположении площадок, тротуаров ярусами), так и двусторонние (при расположении на одном уровне выполняют разделительную функцию). По внешнему виду бордюры разделяются на одно- и двухсторонние. Первые применяются там, где одна сторона покрытия будет выше другой: например, на стыке подходящего вплотную к дороге тротуара, для обустройства островков безопасности и в других случаях. Двусторонний бордюр тротуарный применяется для визуального разделения поверхностей одинаковой или примерно одинаковой высоты: например, тротуара и газона.
Рис. 5 Бордюр односторонний
Рис.6 Бордюр двусторонний
Также, бетонные бордюры можно классифицировать как раздельные и монолитные.
Раздельные – представляют собой блоки определенной длины и ширины, которые укладываются друг за другом, а стыки швов заполняются специальным цементным раствором.
Рис.7 Бордюр раздельный
Монолитные или встроенные бордюры – особенностью данного вида ограждений является их бесшовная конструкция. В комплексе с тротуарами и дорогами они выглядят как единое целое. Отсутствие швов повышает прочность бордюра и препятствует проникновению воды. Таким бордюрам можно придать любую форму. Они могут иметь как прямоугольную форму, так и криволинейную.
Рис.8 Бордюр монолитный
Основная группа бордюров имеет форму параллелепипеда с прямым, закругленным или скошенным верхом.
Другая классификация бетонных бордюров связана с технологией их изготовления. Одни бортовые камни выполняются методом вибролитья из бетона, для других применяется вибропрессование. Для условий города более приспособленным считается вибропрессованный бордюр. Он отличается повышенной прочностью и морозостойкостью, а значит, более длительным сроком эксплуатации.
Рис.9 Бордюр вибролитьевой
Рис.10 Бордюр вибропрессованный
Теперь Вы знаете о бордюрах гораздо больше!